Отличия ISO 9001 2015 от предыдущих версий стандарта

Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 2015 является аналогом международного ISO 9001 2015.

Разработчики сохранили базовые идеи предыдущих версий, облегчили язык документа, сократили число директивных указаний. Обновлённый единый подход к структуре упрощает его интеграцию с остальными системами менеджмента, внедрёнными в организации.

В статье более подробно рассматриваются отличия ISO 9001 2015 от более ранних версий (ISO 9001 2008, ГОСТ ИСО 9001 2011 и т.д.).

Узнать, как получить сертификат ISO 9001 в своем регионе

Получить консультацию

Единая структура стандартов

Содержание стандарта ИСО 9001 2015 эксперты перекомпоновали и структурировали согласно единого подхода ко всем стандартам систем менеджмента.

Названия разделов, их количество и порядок определены специальной директивой Международной организации по стандартизации в качестве структуры верхнего уровня.

Единство структуры стандартов, базовых положений, отсутствие разночтений в терминологии позволяют поступательно внедрить несколько стандартов в единую систему менеджмента одной организации, исключить противоречия и путаницу. Например, стандарты серии ИСО 9000 органично интегрировать с требованиями ИСО 14001, OHSAS 18001, ИСО 27001, ИСО 13485 и т.д.

Понимание организации и её среды

Впервые изменения ISO 9001 2015 требуют учитывать факторы, которые влияют на стратегическое развитие организации, её способности управлять качеством и достигать целевых результатов.

Речь идёт о прямом или косвенном влиянии внешних сил — законодательных, технологических, социокультурных, экономических, — которые действуют на глобальном, национальном или локальном рынке. А также о факторах внутренней среды организации, её ценностях, культуре, знаниях, ресурсах и результатах деятельности.

Понимание действия факторов окружения организации, регулярный мониторинг изменений среды позволяет вовремя оценить риски и превентивно снизить их.

Такой подход делает систему качества более гибкой к текущим и будущим изменениям среды.

Учёт мнения заинтересованных сторон

В отличие от 2011 года и более ранних версий - ИСО 9001 2015 разворачивает внимание организации на активные заинтересованные стороны и их требования.

Стандарт призывает идентифицировать не только потребителей, но и другие лица — поставщиков, дистрибьюторов, транспортные, сервисные, финансовые, прочие организации.

Важно их круг сузить до тех, кто действительно способен влиять на систему качества:

  • участвует в функционировании системы качества, влияют на её работоспособность;
  • воздействует на способность организации изготавливать продукцию, оказывать услуги соответствующего качества.

Организация и её заинтересованные стороны ожидают друг от друга соблюдение определённых параметров качества продукции и услуг.

Свои требования стороны выражают в явной или неявной форме:

  • очевидным образом — через договоры, конкурсную документацию, технические, финансовые и другие нормативные документы;
  • неявные запросы проявляются в негласных критериях отбора подрядчика, предпочтениях потребителей, регулирующих ставках налогов или сниженных тарифов на перевозки для определённых групп клиентов.

Среди всех требований необходимо вычленить только те, которые относятся к системе управления качеством, задают правила её работы и функционирования организации в целом.

Постоянное изменение состава заинтересованных сторон, содержания их запросов влечёт за собой регулярный пересмотр возникающих рисков и открывающихся возможностей. Информирование и вовлечённость становится важным механизмом распространения стандартов.

Лидерство и приверженность

На высшее руководство компании возлагается активная роль лидеров и «евангелистов» системы менеджмента качества. Они принимают на себя функцию инициатора внедрения системы качества. Их задачей становится:

  • просвещать своих работников, побуждать их следовать политике качества, распространять новые знания, поддерживать инициативы сотрудников;
  • управлять компанией на основе процессного подхода и мышления, ориентированного на риск. Научить персонал видеть несоответствия в работе, выявлять риски и возможности, предотвращать нарушения и устранять негативные последствия событий;
  • принимать на себя ответственность за результативность системы качества, контролировать результаты, вносить улучшающие изменения в каждый аспект деятельности компании.

Активная вовлечённость руководителей, их искренняя приверженность идее системного управления качеством позволяет достичь прорывных результатов в бизнесе.

Ответственность за соблюдение стандартов распределяется между всеми сотрудниками компании, а не фокусируется в одном функциональном подразделении.

Менеджмент качества становится ведущим рычагом управления эффективностью бизнеса.

Мышление, ориентированное на риск

Стандарт ISO 9001 2015 усиливает концепцию процессного подхода, которая легла в основу предшествующих версий.

Особое внимание уделяется тому, как выстроить логическую последовательность процессов и преобразовать ключевые элементы, входящими в процесс, в ожидаемые на выходе результаты.

Разница заключается в нескольких моментах:

  1. Новая версия продвигает цикл PDCA («планируй — делай — проверяй — действуй») на все уровни организации. Характерно, что новый состав и последовательность разделов стандарта также отражает указанный цикл.
  2. Управление качеством пронизывает каждую стадию жизненного цикла товара и услуги: от проектирования, определения требования к ресурсам, управления процессами внешних поставщиков, стадии приёмки до связи с потребителями.
  3. Центральной мыслью управления процессами и бизнесом в целом становится задача выявить, и снизить риски. Решения принимаются на основе идентификации факторов риска, оценке их влияния, разработке механизма профилактики или минимизации негативных последствий.

Процессный подход с внедрённым циклом PDCA и мышлением, ориентированным на риск и поиск возможностей, делает систему управления качеством гибкой, органично соединяет её со стратегическим планированием, стимулирует организацию активно действовать и улучшаться.

Упрощение требований, сокращение предписаний

Эксперты ИСО в версии стандарта 2015 года сосредоточились только на необходимых требованиях, которые действительно влияют на достижение целей качества:

  • предоставили организациям свободу действия в выборе собственного способа внедрять и исполнять требования. Компания сама определяет, какие документы необходимы для стабильной и эффективной системы качества;
  • отошли от жёстких требований к процедурам и документированию сведений о системе качества. Сделали допустимыми не только электронные и бумажные свидетельства, но также звуко- и видеозаписи;
  • ввели термин «продукция и услуги», что сняло целый комплекс противоречий и вопросов к применимости стандартов в сфере услуг и общественных организациях.

В чём выгода изменений для вашего бизнеса

Последняя версия позволяет организации отойти от формального подхода к внедрению системы управления качеством и сосредоточиться на конкретных обстоятельствах бизнеса, реальных ситуациях, работающих методах.

Вам также могут понадобиться:

Ия Сухова
Автор статьи

Ия Сухова

Эксперт по сертификации
Задать вопрос специалисту