Система менеджмента качества

Проблема качества – существенный фактор, позволяющий повысить уровень жизни и безопасности (в том числе общественной и экологической). Качество рассматривается как комплексный термин по оценке эффективности каждой стороны деятельности: стратегии, организации производства, маркетинга, управления поставками и др. Важный элемент всей системы менеджмента качества (СМК) – качество товаров и услуг.

Получить консультацию
Система менеджмента качества

Средства управления при изготовлении продукции, отвечающей международным стандартам

  • Сертификация систем менеджмента качества, в том числе с помощью аккредитованных организаций. Факт обращения и прохождения подтверждает сертификат установленного образца;
  • Реестр аудиторов систем управления качеством;
  • Практический аудит системы менеджмента качества.

Данные компоненты присутствуют также на региональных и национальных уровнях.

Стадии формирования качества продукции

  1. Проектирование (разработка технических и экономических принципов; изготовление модели).
  2. Создание основы производственной документации и опытного образца.
  3. Конструктивно-технологические работы (подготовка внедрения изделия в производство).

Наряду с обозначенными стадиями качество работы непосредственно связано с общим менеджментом организации, то есть с качеством руководства на всех этапах управления (планировании, анализе и контроле).

Ведущая серия стандартов системы менеджмента качества в отношении производства

Международные нормативы к качеству определяются стандартами ISO серии 9000. Они первыми внедрены в производственные процессы, менеджмент управления. Каждый стандарт данной группы устанавливает четкие условия для формирования определенной системы менеджмента качества.

  • Серия международных стандартов (МС) ISO 9001 регулирует систему качества в отношении обеспечения улучшений при проектировании, производстве, монтаже и последующем обслуживании;
  • Вариант МС ISO 9004 ориентирован на обеспечение качества программных продуктов, обрабатываемых материалов.

Основные серии современных стандартов

  • Стандарт OHSAS 18001 – требования к информационным технологиям (RFID) по управлению товарами. RFID – радиочастотная идентификация объектов с помощью данных с транспондеров (меток). Подготовка OHSAS 18001 проведена международной организацией ISO совместно с IES и EPCglobal. Их общая работа создает возможности для идентификации объектов в цепи поставок продукции по всему миру.
  • ИСО МЭК 27001 направлен на улучшение СМИБ (системы менеджмента информационной безопасности).
  • Стандарт ISO 13485 – признанный мировой стандарт в медицине. Подтверждает возможность поставок по всему миру.
  • ISO TS 16949 – требования для предприятий автомобильной промышленности.
  • Стандарты ISO серии 14000 устанавливают требования по защите окружающей среды и безопасности продукта. ISO 14001 – стандарт с требованиями к экологическому менеджменту. Он отражает гуманистическую составляющую качества. Стандарт ИСО 14001 имеет отношение только к производству, а не к самой продукции.

Требования к качеству, устанавливаемые системой менеджмента

Система менеджмента качества должна отвечать таким основным условиям как:

  • требования к контролю (9001), испытанию, сертификации надежности;
  • требования к организационной производственной системе (9002);
  • требования к менеджменту качества от самого проектирования до этапа эксплуатации (9003).

Версия системы TQМ (тотального менеджмента качества) является комплексной и ориентирована на систематическое улучшение качества, минимизацию затрат и поставки в срок. Принцип «улучшениям нет предела» здесь становится ведущим. А сама философия такого подхода обозначается специальным термином « постоянное улучшение качества».

Данная позиция управления отводит высокую роль в производстве работнику и его обучению. Оно становится непрерывным и тотальным с усовершенствованными формами (онлайн, дистанционно, по кейсам и т.д.). Причем обучение становится настоящей мотивацией.

Сертификация товаров и услуг в системе менеджмента качества

Соответствие услуг, продукции определенным стандартам подтверждается знаком соответствия – сертификатом. Его выдаче предшествует аккредитация.

Типы сертификатов:

  1. Знак соответствия на отдельно взятую продукцию;
  2. Сертификат на производственный технологический процесс;
  3. Аккредитационный документ на систему менеджмента качества.

В РФ принят ряд законов, которые определяют права производителя, потребителя и органа, уполномоченного органа, выдающего сертификат:

  1. Закон о стандартизации;
  2. ФЗ о единстве измерений;
  3. Закон о сертификации;
  4. ФЗ о защите прав потребителей.

Формирование систем менеджмента качества

Одно из ведущих направлений работы организации – создание системы менеджмента качества, которая бы позволяла обеспечить оказание конкурентоспособных услуг или выпуск наилучшей продукции. Она важна в при переговорах с зарубежными компаниями, для которых сертификат на систему качества – условие надежности. Кроме того, наличие этого документа – условие допуска к тендерам для участия в проектах. К тому же сертификат дает право на льготные условия страхования.

К основным этапам развития системы менеджмента качества на предприятии относятся:

  1. Документированная система организации;
  2. Система обучения сотрудников административных отделов, рабочих, руководителей цехов как профессиональным вопросам, так и по проблемам менеджмента качества;
  3. Система мотивации персонала;
  4. Системы взаимоотношений с поставщиками и потребителями.

Значение стандартизации

Современные системы менеджмента улучшения продукции базируются на стандартизации. Стандарт – инструмент нормативного способа управления. Он устанавливает нормы и правила, оформленные в виде нормативного документа с юридическим статусом. По сути стандарт – это технический документ с требованиями к качеству продукта. Каждый отдельный документ подобного содержания защищает интересы всего общества и в то же время отдельного потребителя.

Система менеджмента качества продукции отдельной отрасли строится на основе следующих документов:

  1. Государственный стандарт;
  2. Международные стандарты;
  3. Отраслевой стандарт;
  4. Стандарты предприятий.

Система менеджмента качества и процесс закупок

Качество конечного продукта неизменно зависит от исходного сырья и комплектующих. Поэтому согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 каждая фирма соблюдает соответствие приобретенной продукции специальным требованиям к закупкам.

Среди методов оценки работы поставщиков наиболее эффективны:

  • проверка отдельных образцов продукта;
  • оценка возможностей поставщика;
  • аудит поставщика на внедрение СМК;
  • изучение репутации поставщика.

Характеристики, отражающие репутацию поставщика:

  1. Организованность
    • Соблюдение контрактов, договоров;
    • Обеспечение экологической безопасности;
    • Расширение рынков сбыта, в том числе выход на международный рынок;
    • Наличие круга постоянных потребителей.
  2. Партнерство
    • Поддержка социальных программ;
    • Участие в холдинге, ассоциациях, советах;
    • Корпоративные объединения с другими поставщиками.
  3. Перспективность
    • Лидерство в отрасли;
    • Уровень информационных технологий;
    • Наличие современных финансовых разработок;
    • Частота обновление ассортимента продукции.

Внедрение СМК в процессе закупок сопряжено с оценкой предыдущего опыта работы с поставщиком, его настоящим месторасположением и готовностью к послепродажному обслуживанию.

В целом внедрение системы менеджмента качества поставщика необходимо для:

  • понимания им ведущей роли в цепочке поставок и поддержания чувства ответственности;
  • коррекция качества продукции по запросам потребителя;
  • создание для поставщика звена обратной связи с конечными потребителями.

Система менеджмента качества становится дополнительным способом повышения конкурентоспособности фирм на мировом и национальном рынках.

Ия Сухова
Автор статьи

Ия Сухова

Эксперт по сертификации
Задать вопрос специалисту