Средства управления при изготовлении продукции, отвечающей международным стандартам
- Сертификация систем менеджмента качества, в том числе с помощью аккредитованных организаций. Факт обращения и прохождения подтверждает сертификат установленного образца;
- Реестр аудиторов систем управления качеством;
- Практический аудит системы менеджмента качества.
Данные компоненты присутствуют также на региональных и национальных уровнях.
Стадии формирования качества продукции
- Проектирование (разработка технических и экономических принципов; изготовление модели).
- Создание основы производственной документации и опытного образца.
- Конструктивно-технологические работы (подготовка внедрения изделия в производство).
Наряду с обозначенными стадиями качество работы непосредственно связано с общим менеджментом организации, то есть с качеством руководства на всех этапах управления (планировании, анализе и контроле).
Ведущая серия стандартов системы менеджмента качества в отношении производства
Международные нормативы к качеству определяются стандартами ISO серии 9000. Они первыми внедрены в производственные процессы, менеджмент управления. Каждый стандарт данной группы устанавливает четкие условия для формирования определенной системы менеджмента качества.
- Серия международных стандартов (МС) ISO 9001 регулирует систему качества в отношении обеспечения улучшений при проектировании, производстве, монтаже и последующем обслуживании;
- Вариант МС ISO 9004 ориентирован на обеспечение качества программных продуктов, обрабатываемых материалов.
Основные серии современных стандартов
- Стандарт OHSAS 18001 – требования к информационным технологиям (RFID) по управлению товарами. RFID – радиочастотная идентификация объектов с помощью данных с транспондеров (меток). Подготовка OHSAS 18001 проведена международной организацией ISO совместно с IES и EPCglobal. Их общая работа создает возможности для идентификации объектов в цепи поставок продукции по всему миру.
- ИСО МЭК 27001 направлен на улучшение СМИБ (системы менеджмента информационной безопасности).
- Стандарт ISO 13485 – признанный мировой стандарт в медицине. Подтверждает возможность поставок по всему миру.
- ISO TS 16949 – требования для предприятий автомобильной промышленности.
- Стандарты ISO серии 14000 устанавливают требования по защите окружающей среды и безопасности продукта. ISO 14001 – стандарт с требованиями к экологическому менеджменту. Он отражает гуманистическую составляющую качества. Стандарт ИСО 14001 имеет отношение только к производству, а не к самой продукции.
Требования к качеству, устанавливаемые системой менеджмента
Система менеджмента качества должна отвечать таким основным условиям как:
- требования к контролю (9001), испытанию, сертификации надежности;
- требования к организационной производственной системе (9002);
- требования к менеджменту качества от самого проектирования до этапа эксплуатации (9003).
Версия системы TQМ (тотального менеджмента качества) является комплексной и ориентирована на систематическое улучшение качества, минимизацию затрат и поставки в срок. Принцип «улучшениям нет предела» здесь становится ведущим. А сама философия такого подхода обозначается специальным термином « постоянное улучшение качества».
Данная позиция управления отводит высокую роль в производстве работнику и его обучению. Оно становится непрерывным и тотальным с усовершенствованными формами (онлайн, дистанционно, по кейсам и т.д.). Причем обучение становится настоящей мотивацией.
Сертификация товаров и услуг в системе менеджмента качества
Соответствие услуг, продукции определенным стандартам подтверждается знаком соответствия – сертификатом. Его выдаче предшествует аккредитация.
Типы сертификатов:
- Знак соответствия на отдельно взятую продукцию;
- Сертификат на производственный технологический процесс;
- Аккредитационный документ на систему менеджмента качества.
В РФ принят ряд законов, которые определяют права производителя, потребителя и органа, уполномоченного органа, выдающего сертификат:
- Закон о стандартизации;
- ФЗ о единстве измерений;
- Закон о сертификации;
- ФЗ о защите прав потребителей.
Формирование систем менеджмента качества
Одно из ведущих направлений работы организации – создание системы менеджмента качества, которая бы позволяла обеспечить оказание конкурентоспособных услуг или выпуск наилучшей продукции. Она важна в при переговорах с зарубежными компаниями, для которых сертификат на систему качества – условие надежности. Кроме того, наличие этого документа – условие допуска к тендерам для участия в проектах. К тому же сертификат дает право на льготные условия страхования.
К основным этапам развития системы менеджмента качества на предприятии относятся:
- Документированная система организации;
- Система обучения сотрудников административных отделов, рабочих, руководителей цехов как профессиональным вопросам, так и по проблемам менеджмента качества;
- Система мотивации персонала;
- Системы взаимоотношений с поставщиками и потребителями.
Значение стандартизации
Современные системы менеджмента улучшения продукции базируются на стандартизации. Стандарт – инструмент нормативного способа управления. Он устанавливает нормы и правила, оформленные в виде нормативного документа с юридическим статусом. По сути стандарт – это технический документ с требованиями к качеству продукта. Каждый отдельный документ подобного содержания защищает интересы всего общества и в то же время отдельного потребителя.
Система менеджмента качества продукции отдельной отрасли строится на основе следующих документов:
- Государственный стандарт;
- Международные стандарты;
- Отраслевой стандарт;
- Стандарты предприятий.
Система менеджмента качества и процесс закупок
Качество конечного продукта неизменно зависит от исходного сырья и комплектующих. Поэтому согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 каждая фирма соблюдает соответствие приобретенной продукции специальным требованиям к закупкам.
Среди методов оценки работы поставщиков наиболее эффективны:
- проверка отдельных образцов продукта;
- оценка возможностей поставщика;
- аудит поставщика на внедрение СМК;
- изучение репутации поставщика.
Характеристики, отражающие репутацию поставщика:
- Организованность
- Соблюдение контрактов, договоров;
- Обеспечение экологической безопасности;
- Расширение рынков сбыта, в том числе выход на международный рынок;
- Наличие круга постоянных потребителей.
- Партнерство
- Поддержка социальных программ;
- Участие в холдинге, ассоциациях, советах;
- Корпоративные объединения с другими поставщиками.
- Перспективность
- Лидерство в отрасли;
- Уровень информационных технологий;
- Наличие современных финансовых разработок;
- Частота обновление ассортимента продукции.
Внедрение СМК в процессе закупок сопряжено с оценкой предыдущего опыта работы с поставщиком, его настоящим месторасположением и готовностью к послепродажному обслуживанию.
В целом внедрение системы менеджмента качества поставщика необходимо для:
- понимания им ведущей роли в цепочке поставок и поддержания чувства ответственности;
- коррекция качества продукции по запросам потребителя;
- создание для поставщика звена обратной связи с конечными потребителями.
Система менеджмента качества становится дополнительным способом повышения конкурентоспособности фирм на мировом и национальном рынках.