Единая структура стандартов
Содержание стандарта ИСО 9001 2015 эксперты перекомпоновали и структурировали согласно единого подхода ко всем стандартам систем менеджмента.
Названия разделов, их количество и порядок определены специальной директивой Международной организации по стандартизации в качестве структуры верхнего уровня.
Единство структуры стандартов, базовых положений, отсутствие разночтений в терминологии позволяют поступательно внедрить несколько стандартов в единую систему менеджмента одной организации, исключить противоречия и путаницу. Например, стандарты серии ИСО 9000 органично интегрировать с требованиями ИСО 14001, OHSAS 18001, ИСО 27001, ИСО 13485 и т.д.
Понимание организации и её среды
Впервые изменения ISO 9001 2015 требуют учитывать факторы, которые влияют на стратегическое развитие организации, её способности управлять качеством и достигать целевых результатов.
Речь идёт о прямом или косвенном влиянии внешних сил — законодательных, технологических, социокультурных, экономических, — которые действуют на глобальном, национальном или локальном рынке. А также о факторах внутренней среды организации, её ценностях, культуре, знаниях, ресурсах и результатах деятельности.
Понимание действия факторов окружения организации, регулярный мониторинг изменений среды позволяет вовремя оценить риски и превентивно снизить их.
Такой подход делает систему качества более гибкой к текущим и будущим изменениям среды.
Учёт мнения заинтересованных сторон
В отличие от 2011 года и более ранних версий - ИСО 9001 2015 разворачивает внимание организации на активные заинтересованные стороны и их требования.
Стандарт призывает идентифицировать не только потребителей, но и другие лица — поставщиков, дистрибьюторов, транспортные, сервисные, финансовые, прочие организации.
Важно их круг сузить до тех, кто действительно способен влиять на систему качества:
- участвует в функционировании системы качества, влияют на её работоспособность;
- воздействует на способность организации изготавливать продукцию, оказывать услуги соответствующего качества.
Организация и её заинтересованные стороны ожидают друг от друга соблюдение определённых параметров качества продукции и услуг.
Свои требования стороны выражают в явной или неявной форме:
- очевидным образом — через договоры, конкурсную документацию, технические, финансовые и другие нормативные документы;
- неявные запросы проявляются в негласных критериях отбора подрядчика, предпочтениях потребителей, регулирующих ставках налогов или сниженных тарифов на перевозки для определённых групп клиентов.
Среди всех требований необходимо вычленить только те, которые относятся к системе управления качеством, задают правила её работы и функционирования организации в целом.
Постоянное изменение состава заинтересованных сторон, содержания их запросов влечёт за собой регулярный пересмотр возникающих рисков и открывающихся возможностей. Информирование и вовлечённость становится важным механизмом распространения стандартов.
Лидерство и приверженность
На высшее руководство компании возлагается активная роль лидеров и «евангелистов» системы менеджмента качества. Они принимают на себя функцию инициатора внедрения системы качества. Их задачей становится:
- просвещать своих работников, побуждать их следовать политике качества, распространять новые знания, поддерживать инициативы сотрудников;
- управлять компанией на основе процессного подхода и мышления, ориентированного на риск. Научить персонал видеть несоответствия в работе, выявлять риски и возможности, предотвращать нарушения и устранять негативные последствия событий;
- принимать на себя ответственность за результативность системы качества, контролировать результаты, вносить улучшающие изменения в каждый аспект деятельности компании.
Активная вовлечённость руководителей, их искренняя приверженность идее системного управления качеством позволяет достичь прорывных результатов в бизнесе.
Ответственность за соблюдение стандартов распределяется между всеми сотрудниками компании, а не фокусируется в одном функциональном подразделении.
Менеджмент качества становится ведущим рычагом управления эффективностью бизнеса.
Мышление, ориентированное на риск
Стандарт ISO 9001 2015 усиливает концепцию процессного подхода, которая легла в основу предшествующих версий.
Особое внимание уделяется тому, как выстроить логическую последовательность процессов и преобразовать ключевые элементы, входящими в процесс, в ожидаемые на выходе результаты.
Разница заключается в нескольких моментах:
- Новая версия продвигает цикл PDCA («планируй — делай — проверяй — действуй») на все уровни организации. Характерно, что новый состав и последовательность разделов стандарта также отражает указанный цикл.
- Управление качеством пронизывает каждую стадию жизненного цикла товара и услуги: от проектирования, определения требования к ресурсам, управления процессами внешних поставщиков, стадии приёмки до связи с потребителями.
- Центральной мыслью управления процессами и бизнесом в целом становится задача выявить, и снизить риски. Решения принимаются на основе идентификации факторов риска, оценке их влияния, разработке механизма профилактики или минимизации негативных последствий.
Процессный подход с внедрённым циклом PDCA и мышлением, ориентированным на риск и поиск возможностей, делает систему управления качеством гибкой, органично соединяет её со стратегическим планированием, стимулирует организацию активно действовать и улучшаться.
Упрощение требований, сокращение предписаний
Эксперты ИСО в версии стандарта 2015 года сосредоточились только на необходимых требованиях, которые действительно влияют на достижение целей качества:
- предоставили организациям свободу действия в выборе собственного способа внедрять и исполнять требования. Компания сама определяет, какие документы необходимы для стабильной и эффективной системы качества;
- отошли от жёстких требований к процедурам и документированию сведений о системе качества. Сделали допустимыми не только электронные и бумажные свидетельства, но также звуко- и видеозаписи;
- ввели термин «продукция и услуги», что сняло целый комплекс противоречий и вопросов к применимости стандартов в сфере услуг и общественных организациях.
В чём выгода изменений для вашего бизнеса
Последняя версия позволяет организации отойти от формального подхода к внедрению системы управления качеством и сосредоточиться на конкретных обстоятельствах бизнеса, реальных ситуациях, работающих методах.
Вам также могут понадобиться:
