Особенности стандартов ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001

Нормативные акты представляют собой единый интегрированный пакет документов, выполненных по единому образцу. Что общего у стандартов ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001?

Параграфы стандартов имеют одинаковую последовательность и схожее содержание. Одинаковый принцип подачи информации был применен для устранения противоречий и повышения результативности систем менеджмента на предприятиях.

Получить консультацию

Подробнее о стандартах

ISO 9001 – добровольно внедряемый акт, который включает критерии оценки систем менеджмента в организациях. ISO 14001 содержит положения и руководства, принципы и методики обеспечения функционирования компаний. Согласно этому нормативному акту представители юридических лиц должны позаботиться о документальном закреплении экологической политики.

Руководство назначает лиц, ответственных за реализацию государственных стандартов, утверждает сроки и определяет ресурсы, создает механизмы воздействия на среду и порядок мониторинга деятельности, влияющей на природные ресурсы. В компаниях регулярно проводится проверка экологического менеджмента.

Стандарт OHSAS 18001 фиксирует критерии оценки внедренных механизмов управления, позволяющие охранять здоровье и безопасность труда внутри конкретного предприятия.

Особенности применения стандартов

Документы содержат правила установления системы менеджмента качества, дополняющие друг друга. Нормативы можно применять в совокупности или по отдельности.

Положения из стандартов используются руководством компаний для регуляции деятельности или успешного прохождения всех этапов государственной сертификации производимой продукции.

Каждая новая версия документа содержит все более схожие рекомендации по внутренней организации системы менеджмента. Эта методика применяется законодателем с целью непрерывного улучшения результатов деятельности компаний.

Что влияет на организацию менеджмента

Согласно ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 создание системы менеджмента качества является важной частью стратегии развития предприятия. Подготовка и реализация изменений осуществляется с учетом:

  • факторов внешней среды;
  • постоянно меняющихся потребностей;
  • конкретных целей;
  • особенностей продукции;
  • технологий и процессов изготовления;
  • размера и структуры организации.

Чтобы выбранная система постоянно улучшалась и принесла положительные результаты, ее необходимо задокументировать, реализовать и поддерживать.

Обязанности организаций согласно действующим нормативам

Ответственным лицам, назначенным по распоряжению директора компании, следует:

  • определять процессы, связанные с системой менеджмента качества, а также особенности, последовательность и взаимодействие указанных процессов;
  • установить правила управления, критерии и методы роста эффективности процессов;
  • обеспечить необходимые ресурсы, информацию для мониторинга;
  • проворить анализ и измерение внедренных механизмов;
  • отслеживать достигнутые результаты и улучшать их.

Документы системы менеджмента

Важным требованием, зафиксированным в стандартах, является управление документами. Все записи, касающиеся системы менеджмента качества, должны проходить через официальное одобрение. Ответственным лицам нужно обеспечить:

  • анализ и актуализацию документации;
  • идентификацию изменений;
  • сохранение и наличие актуальных версий документов;
  • управление рассылкой;
  • предотвращение использования устаревших сведений.

Данные для анализа

При подготовке необходимых бумаг сотрудники проводят исследование входных данных, к которых относят:

  • итоги аудитов;
  • мнение потребителей;
  • порядок реализации определенных процессов;
  • изменения, влияющие на систему менеджмента качества;
  • рекомендации по улучшению.

Выходные данные, подлежащие анализу со стороны руководства, определяют с целью:

  • удовлетворения потребности в ресурсах;
  • улучшения продукции;
  • повышения результативности производства.

Обеспечение ресурсами

Ресурсы – важное условие обеспечения продуктивного функционирования компаний. Они требуются каждому предприятию для повышения степени удовлетворенности клиентов предлагаемой продукцией. Среди существенных ресурсов выделяют:

  • персонал. Сотрудники должны иметь необходимое образование, проходить подготовку, иметь достаточные практические навыки и опыт;
  • инфраструктуру. Для поддержания высоких производственных показателей следует приобрести здания и оборудовать рабочее пространство, внедрить необходимые службы обеспечения;
  • производственную среду, то есть условия труда, например, влажность и температура, шум и освещение.

Производство и обслуживание

В процессе изготовления продукции важно поддерживать управляемые условия, требующие:

  • наличия данных о разработанной и создаваемой продукции;
  • выработки рабочих инструкций;
  • использования подходящих инструментов и оборудования;
  • применения техник для контроля и измерения существенных показателей;
  • мониторинга;
  • выпуска и поставки продукции.

Если процессы изготовления и обслуживания нельзя верифицировать по итогам мониторинга, компании проводят валидацию. Чтобы подтвердить возможность достижения запланированных результатов, необходимо:

  • опередить порядок анализа;
  • установить квалификацию персонала;
  • оценить состояние оборудования.

Измерение, анализ и улучшение

Руководство предприятия должно планировать и внедрять процессы мониторинга, чтобы добиться:

  • полного соответствия требованиям к производимой продукции;
  • требуемого уровня и повысить результативность системы менеджмента качества.

С этой целью компании могут осуществлять мониторинг сведений о выполнении требований потребителей. Внутри организации следует проводить периодический аудит. Запланированные проверки помогут удостовериться в результативности и поддержании внедренных изменений.

После аудита необходимо проводить корректирующие действия, устраняющие выявленные несоответствия и их причины. По итогам выполненной коррекции оформляется отчет.

Ия Сухова
Автор статьи

Ия Сухова

Эксперт по сертификации
Задать вопрос специалисту