Каковы причины внедрения СМК в организации?
Построение системы менеджмента качества в компании обусловлено целым комплексом причин. Цели внедрения СМК можно классифицировать на внутренние и внешние. К последним относятся:
- стремление к получению госзаказов, проведению тендеров (без СМК данная возможность не предвидится);
- внедрение системы лицензирования некоторых видов деятельности. Получение необходимой документации напрямую зависит от наличия СМК;
- стремление преодолеть технические барьеры в коммерческой деятельности;
- регулирование законодательством соответствия любого готового продукта, поступающего на российский рынок, современным требованиям к качеству;
- желание руководства компании повысить уровень доверия потребителей и репутацию предприятия;
- необходимость использования таких инструментов, как факторинг, страхование. Проведение различных сделок и даже получение кредита зачастую невозможно без доказательств стабильности функционирования фирмы: наличие СМК может подтвердить этот факт;
- попытки предприятия выйти на мировой рынок: сотрудничество с зарубежными инвесторами вряд ли будет возможным, если на предприятии отсутствует система менеджмента качества.
Внутренние причины, по которым необходимо создание СМК в организации:
- попытки сократить показатели брака, исключить жалобы и недовольства потребителей;
- стремление снизить расходы на исправление брака, а также уменьшить себестоимость продукта;
- попытки увеличить рост активов предприятия;
- вывод системы управления предприятием на современный уровень.
Из каких элементов состоит СМК?
Система менеджмента качества включает несколько элементов.
- Используемые ресурсы: финансы, время, человеческий труд.
- Бизнес-процессы.
- Документация (инструкции, нормативные акты, положения и приказы, планы качества, документы об ответственности работников за их профессиональную деятельность, расчет затрат).
- Персонал: распределение обязанностей и задач, формирование взаимоотношений в рабочем коллективе.
Внедрение СМК в организации подразумевает:
- Контроль качества. Проверка соответствия продукции существующим нормам и требованиям.
- Обеспечение качества. Деятельность, способствующая реализации заданных требований: сюда можно отнести техническое обслуживание, обеспечение материалами, осуществление необходимых работ и т. д.
- Планирование качества. Ряд действий, необходимых для достижения нужных характеристик.
- Постоянное улучшение качества. Введение и реализация мероприятий, направленных на соответствие объекта контроля требованиям потребителей.
Порядок создания системы менеджмента качества в организации предусматривает выполнение ряда последовательных действий, т. е. существуют основные этапы внедрения СМК. Во-первых, необходимо рассчитать затраты, составить план предстоящих работ. Далее идет процесс обучения персонала принципам СМК и требованиям ISO 19011. Только после этого происходит разработка необходимой документации: начинается внедрение СМК. На завершающих этапах производится комплексная проверка действующей системы менеджмента.
Основные принципы СМК
Внедрение системы менеджмента качества на предприятии базируется на определенных критериях. Основные из них:
- Стремление к постоянному росту компании: разработка новых стратегий, внедрение инноваций.
- Поиск надежных поставщиков, построение честных деловых и взаимовыгодных отношений с ними.
- Ориентация на целевую аудиторию: изучение ее потребностей, пожеланий и стремление им соответствовать.
- Принятие правильных решений, базирующихся на анализе имеющейся информации.
- Организационные способности руководителя. На предприятии должна быть благоприятная внутренняя обстановка: это способствует достижению общей цели. Большую роль играет и корпоративная этика.
- Комплексный подход к управлению организацией. Основное внимание должно уделяться ключевым вопросам, от которых зависит получение желаемого результата.
- Мотивация персонала. Сотрудники, заинтересованные в решении общей задачи, творчески подходят к делу, относятся к нему с максимальной ответственностью.
- Процессный подход. Управление компанией должно восприниматься как единый процесс: это минимизирует затраты, уменьшает временные циклы – в итоге показатели деятельности становятся лучше, пририсовываются перспективы дальнейшего развития бизнеса.
Какие сложности возникают при внедрении СМК на предприятии?
Решение создать систему менеджмента качества возникает перед любой серьезной компанией. Однако реализация данного проекта представляет собой некоторые сложности. Итак, каковы основные проблемы внедрения СМК на предприятии?
- отсутствие ясно обозначенной цели, ключевой стратегии развития компании;
- низкий уровень производственной культуры;
- неблагоприятная внутренняя обстановка на предприятии;
- отсутствие оценки критериев количества и качества, процессного подхода;
- игнорирование маркетинговых стратегий, вследствие чего – дефицит знаний об уровне удовлетворенности целевой аудитории качеством производимой продукции;
- субъективная оценка: акцент лишь на качестве продукта, а не на качестве сырья и других ресурсов или рациональности управленческих стратегий.
Слишком мощная организационная структура предприятия также может стать помехой для внедрения системы менеджмента качества. Чем крупнее производство, тем больше решить задач потребуется.
В чем плюсы внедрения системы менеджмента качества?
Внедряя СМК, предприятия получают многие преимущества перед своими конкурентами:
- рост объемов реализации товаров или услуг;
- повышение уровня культуры менеджмента в целом, вывод управления компанией на новый уровень;
- минимизация потенциальных рисков и издержек производства;
- существенное снижение затрат (на производство, исправление брака, разработки).
Создание СМК на предприятии подразумевает решение целого комплекса задач: разработку необходимой документации и ее внедрение; контроль за бизнес-процессами и их анализ; внутренний аудит в целях выявления плюсов и минусов системы менеджмента; независимую оценку органа, осуществляющего сертификацию. Для достижения цели невозможно выполнить лишь какую-то их часть: данный процесс требует обдуманного профессионального подхода и определенных усилий. Однако в условиях жесткой конкуренции на современном рынке всегда победителем оказывается та компания, которая превзошла ожидания своей целевой аудитории. Поэтому если основной задачей является постоянный рост и совершенствование управления производством, без создания и дальнейшего развития системы менеджмента качества точно не обойтись. Преимущества внедрения СМК очевидны: реализация этого проекта обеспечивает успех любого бизнеса.