Ориентация на потребителя
Данный принцип является краеугольным камнем всей СМК (поскольку без него существование организации теряет смысл) и подразумевает ответственность руководства компании за:
- Соответствие ожиданиям потребителей;
- Нахождение возможностей повышения их удовлетворённости;
- Определение рисков, которые могут этому помешать.
Следует понимать, что всё вышеизложенное не должно противоречить установленным текущим законодательством и прочим требованиям к выпускаемой продукции/производимой услуге.
Лидерство
Данный принцип подразумевает активное вовлечение высшего руководства организации в процесс внедрения СМК путём:
- Принятия личной ответственности за результат;
- Согласования декларируемых целей с реальными возможностями предприятия;
- Направления требуемых ресурсов – вместо перекладывания всех вышеперечисленных обязанностей на плечи назначенного из числа нижестоящих сотрудников представителя по качеству, часто не обладающего ни необходимой квалификацией, ни авторитетом.
Таким образом производится выработка слаженной стратегии в области качества.
Вовлечение персонала
Данный принцип логически вытекает из предыдущего и подразумевает:
- Создание руководством мотивации к внедрению СМК;
- Правильное распределение полномочий;
- Обеспечение продуктивного взаимодействия между подразделениями организациями.
Важность ВП для построения работающей СМК прямо пропорциональна количеству сотрудников предприятия.
Процессный подход
ПП – концепция управления, подразумевающая передачу полномочий и ответственности с одного уровня менеджмента на другой через выделение взаимосвязанных постоянных видов деятельности предприятия – бизнес-процессов – и согласование работы различных подразделений организации в рамках единой системы, основанная на:
- Выстраивании ключевых для организации процессов на основе цикла Деминга-Шухарта: последовательно выполняемых операций планирования, выполнения, проверки и корректировки (англ. Plan-Do-Check-Act, PDCA);
- Концепции управления рисками, заключающейся в их планировании (выявлении факторов и оценке количественных и качественных показателей) и осуществлении появившихся возможностей;
- Установлении чёткой ответственности за каждый процесс;
- Обеспечении их документирования и контроля.
Следует заметить, что в текущей редакции стандарта ИСО 9001 2015, в отличие от ИСО 9001 2011, отсутствует отдельный принцип системного подхода, побуждающий к стремлению добиться максимально возможного уровня взаимодействия и согласованности между отдельными подразделениями предприятия.
Улучшения
Данный принцип является развитием идеи предыдущего и подразумевает постоянное совершенствование СМК путём:
- Повышения качества продукции предприятия/предоставляемых услуг в соответствии с принципом ориентации на потребителя;
- Решения текущих проблем и предотвращения возникновения новых;
- Улучшения применяемых в организации процессов.
Помимо того, принцип побуждает руководство предприятия адекватно реагировать на любые возникающие несоответствия между запланированным и реальным качеством продукции/услуг.
Решения, основанные на фактах
Данный принцип подразумевает тщательный мониторинг состояния организации с целью сбора подробной информации и последующее принятие необходимых решений на основе, в первую очередь, объективных, а не субъективных (личного опыта, интуиции) факторов, что должно приводить к повышению шанса на достижение положительного результата.
Управление взаимоотношениями
Данный принцип побуждает руководство организации к:
- Выстраиванию взаимовыгодных связей с добросовестными партнёрами;
- Предоставлению им необходимой информации о:
- Применяемых в организации методиках и процессах;
- Поставляемых товарах и услугах;
- Требованиях, выдвигаемых по отношению к внешнему поставщику.
Подразумевается, что партнёры организации в ответ будут обращать большее внимание на (предположительно) высокий уровень качества производимых предприятием товаров и услуг.
Все перечисленные в тексте стандарта ISO 9001:2015 принципы являются неотъемлемой частью СМК и взаимозависимы. Таким образом, отказ от следования одному или нескольким ПМК приводит к тому, что подтверждение соответствия ГОСТу Р ИСО 9001 становится пустой формальностью. Исключение составляют лишь предприятия с минимальным числом занятых работников (они могут пренебречь принципом вовлечения персонала).
Вам также могут понадобиться:
